Випуски журналу

Интервью с Мастером Хон Чжитхиенем, хранителем стиля «чуодзяо фаньцзицюань».

Опубліковано: 2019-05-17 18:48:31

О старых и современных методах тренировки боевых искусств; что же такое ушу и из каких компонентов состоит; о том, что тренируется «внутри» и что «снаружи»; почему некоторые люди, занимающиеся боевыми искусствами, пасуют  перед предложением о поединке;  как достичь высокого уровня в тренировках и о том, как найти истинного учителя.

Интервью с Мастером Хон Чжитхиенем, хранителем стиля «чуодзяо фаньцзицюань».

Посвящается всем, кто ищет Истину …

Хон Чжитхиень (возможно произношение — Хун Чжитянь) родился в 1946 году. Летом 1963 года поклонился Мастеру У Биньлоу и стал его учеником. Унаследовал полную передачу традиции по школе «чуодзяо фаньцзицюань» (возможно произношение – чоцзяо фаньцзицюань). Хон Чжитхиень живет в Пекине, часто ездит в Европу обучать традиционному ушу и нэйгун. У него много учеников в Китае, Европе и других регионах.

Хон Чжитхиень:

Я практикую «чуодзяо фаньцзицюань». Раньше люди просто называли это «чуодзяо» (возможно произношение – чоцзяо) или «дзиоу фань юаньян дзяо» (возможно произношение – «цзю фань юаньян цзяо» (перевод с китайского — «Девять парных ударов ногой с поворотами»)). В древние времена этот стиль также называли «дзиоу чжицзи» (возможно произношение — цзю чжицзы (перевод с китайского — «Девять ветвей»)).

В мире ушу этот стиль хорошо известен как яркий пример китайских «северных ног».

Это один из стилей, где руки и ноги используются одновременно.

В отличие от старых времен в современных методах обучения традиционным навыкам ушу (кунгфу) — не имеет значения, к какой школе они принадлежат, — появляются некоторые весомые различия. Они больше не идентичны старым  и, как правило, имеют гораздо меньше содержания. Некоторые вещи были попросту забыты. Многие методы также стали намного проще. Наше современное поколение использует ушу как средство физического развития. Большинство практикующих ставят укрепление здоровья в качестве основной цели.

В отличие от современной системы образования с бесконечным количеством дисциплин, в Срединном государстве (а именно так назывался Китай) было только два предмета: военный («У») и гражданский («Вэнь»). Люди могли достигать высоких знаний и умений в каждом из них. И только если «Вэнь-У» — гражданские и военные навыки  были на высоком уровне, человек мог быть отдан на службу императорскому дому.

Было только две эти дисциплины. Если в военном («У») какой-либо человек мог достичь значительного уровня, то после экзаменов или с достижением известности и славы он мог поступить на службу к императору. С гражданским («Вэнь») было также. Сюцай, цзюйжэнь, цзиньши и прочие чины также служили императору.

Поэтому мы должны признать, что в старые времена Императорского Китая ушу было очень важной дисциплиной.

В настоящее время при сдаче экзаменов на пост чиновника во всем этом уже нет необходимости. Но в старые времена, в эпоху холодного оружия, всем, особенно включая армейских офицеров, было приказано изучать боевые искусства. Надо было понимать военное дело. Кроме того, необходимо было знать «бин-фа» — искусство войны. С этой точки зрения, изучение боевых искусств в старые времена было более скрупулезным. Это согласно тому, что я слышал, а также моему опыту тренировок в боевых искусствах.

Так что такое ушу?

Независимо от того, какой стиль или школа, перво-наперво каждый должен улучшить себя в «дзи-шу» (技术 jìshù)«Дзи-шу» означает искусство боя, точнее говоря, искусство самообороны. Не будешь же ты каждый день вести бои с людьми, не правда ли?! Но всегда нужно уметь защитить себя!

Второе требование заключалось в красоте, в искусстве, что мы называем «и-шу» (艺术). Однако эта красота не означала исполнение какой-то особенной формы для того чтобы рабовать глаз, а была связана с изящными и живыми, т.е. реально быстрыми (проворными) и сильными движениями.

К тому же существовал и лечебный эффект  — «и-лиао» 医疗. То есть с помощью практики укрепления тела и увеличения силы люди могли излечить себя от болезней или даже избежать их, тем самым достигая долголетия.

Поэтому в свое время мой Учитель писал, что ушу состоит из трех компонентов: «дзи-шу» (技术 jìshù) — искусство самообороны, «и-шу» (医术 yīshù) — искусство врачевания, и «и-шу» (艺术 yìshù) — искусство настоящей красоты.

«Дзи-шу» различных стилей и школ.

Мы все должны признать, что сейчас очень мало людей, которые прилагают должные усилия, чтобы овладеть этим…

В древние времена у каждой школы был свой арсенал технических приемов и способов проведения боя. Так как с уходом эпохи холодного оружия больше не было необходимости во всех этих знаниях приемов ведения войны, ушу по большей части превратилось в свободную дисциплину тренировки тела и укрепления здоровья. Содержание раздела «дзи-шу» также значительно уменьшилось.

Поэтому, практикуя ушу, мы должны стремиться овладеть «дзи-шу», содержание которого, на самом деле, очень обширно.

Если говорить исходя из традиционных методов обучения, прежде всего, мы должны начать с «дзи-нэн», что означает технические возможности, которые присутствует у наших рук и ног. Вообще всё с головы до пят — голова, плечи, локти, руки, бедра, колени, стопы — имеет свои технические возможности «дзи-нэн».

В настоящее время, несмотря на то, что в каждом парке много людей изучают боевые искусства, сущность искусств изменилась. Больше никто не обращает внимания на следование этим вещам.  Но ведь все это служит исключительно достижению цели защиты человека и цели самообороны. Почему сейчас многие люди, ежедневно тренируясь в парке, при встрече с агрессией даже сами себя защитить не могут?

На самом деле причина кроется в самом простом — у них нет «дзи-шу»! Они просто гоняются за формами, современными шаблонами.

Сюда можно включить и некоторые виды традиционного ушу, а также некоторые по-новому созданные вещи, как правило те стили, что были созданы в последние несколько десятилетий. Так что некоторые движения всего лишь… Э-э-э…

Давайте посмотрим на это со стороны искусства красоты, «и-шу» (艺术 yìshù), одного из трех главных компонентов. Что же мы  подразумеваем под этим? «И-шу», на самом деле, означает подвижность, так называемая «лин-дон» (возможно произношение — «лин-дун»), — т.е. все наше тело, как и его отдельные суставы, становится более подвижным.

Поэтому, если нам необходимо представить наше мастерство или чтото исполнить, мы должны сделать это идеально и в совершенстве.

Это включает в себя руки, глаза, тело, шаги, — то, что на китайском языке называется «шоу-йен-шеньфа-бу». Т.е. наши руки должны быть быстрыми и сильными, ноги проворными и укорененными, тело должно наполниться силой, взгляд должен быть уверенным и сознание спокойным и непоколебимым… Как только все эти составляющие приходят к гармоничному единению, то становятся разновидностью «мэй» (изящество, красота).

Источник:https://wudeschool.com/blog/boevyie-iskusstva/mudrost/intervyu-s-masterom-boevyih-iskusstv/







Flag Counter