Свежий Выпуск

Журнал №12 (36) 2009

МУЭЙ ТАЙ

Сергей Дубов: Записки из дневника

В этом номере Дубов Сергей Анатольевич, имеющий стаж занятий боевыми искусствами 25 лет, КМС по кикбоксингу, КМС СССР по дзю-до (Москва, “Трудовые резервы”), 1 дан по Годзю-рю каратэ, проведший 5 профессиональных боев в Таиланде, продолжает делиться с читателями журнала своими воспоминаниями о пребывании в Таиланде: «Процесс приема пищи в среде бойцов подчиняется определенным правилам, правила эти знакомы и тем из нас, кто: а) родился и вырос в многодетной семье; б) служил в рядах ВС; в) провел детство в спортивном интернате; г) отсидел в ИТК. Итак, эти простые правила, являясь квинтэссенцией народной мудрости, гласят: «Кто первым встал – того и тапки»…
Как уехать в Таиланд и сколько стоит все удовольствие? Насчет уехать, вариантов, на самом деле, не так уж и много. Самый дешевый вариант – «туристический»: на поезде в плацкартном вагоне до Монголии, затем на лошадях и верблюдах до пустыни Гоби, пустыня пересекается пешим рывком, ну а оттуда до Таиланда – два раза упал и там…
Еще один из наиболее животрепещущих вопросов, терзающих пытливые умы новоиспеченных адептов муэй-тай, – набивка. Каким образом превратить себя в пуленепробиваемого Буратино, способного безболезненно выдерживать мощные удары в различные части тела, включая гениталии и голову? Подобный вопрос тревожит пытливые умы «воинов» не один десяток лет…»


ФОТОРЕПОРТАЖ. КЕН СЁБУ ДО

Красочный фоторепортаж с Чемпионата “Комбат Кэндо. Прикладные аспекты японского фехтования” проведенного в г. Киеве 5-6 декабря 2009 г.


ИСТОРИЯ БОЕВЫХ ИСКУССТВ

«Баритсу – боевое искусство Шерлока Холмса»

Сергей Семененко, написавший множество интереснейших статей для нашего журнала, в этот раз познакомит читателя с историей происхождения и дальнейшего развития единоборства «Бартитсу»:
«Откуда взялась известная всем читателям Конан Дойля «Борьба Баритсу», упоминаемая в книгах о Шерлоке Холмсе и в одноименном фильме?
Ещё в детстве мне было любопытно, что же это за борьба такая, приемами которой владел Шерлок Холмс? Полагаю, большинству читателей излишне напоминать название произведения, в котором английский писатель Конан Дойл с такой трепетной любовью описал поединок знаменитого сыщика Шерлока Холмса и криминального гения профессора Мориарти, случившийся в 1891 году у Рейхенбахского водопада, неподалеку от местечка Мейринген, что в Швейцарии. Так и не обнаружив никаких других упоминаний об этой японской борьбе, я решил, что это название Конан Дойль просто выдумал. Ан нет, не выдумал. Оказывается, такая борьба была! Правда, не «Баритсу», а «Бартитсу». Действительно японская, хоть и не совсем.
Бедный, бедный профессор Мориарти! Как это недальновидно с его стороны было вызывать на поединок Шерлока Холмса! Итак по порядку!!
В XIX веке британские джентльмены обучались боксу, во Франции процветал сават и «французский бокс» (в некоторых источниках идет различие савата и французского бокса), в которых было немало жестоких приемов и смертоносных ударов ногами, кроме того, по всей Европе хватало мастеров фехтования на шпагах, штыках. В Америке же главным боевым искусством считалось умение быстро выхватить кольт, а потому особой нужды в специальных приемах самообороны там никто не видел. О том, что жители Востока дерутся на свой манер, на Западе знали, однако большого восторга по поводу чужеземных методов боя не испытывали. Ситуация начала меняться в конце XIX века, когда японская культура стала более открытой для Запада.
Европейцы в ту пору не были склонны учиться у выходцев из экзотических стран, а потому, чтобы успешно пропагандировать восточные единоборства на Западе, нужно было самому быть европейцем. Вскоре такой европеец нашелся, и дела восточных сэнсэев, быстро наладились.
Основоположником «Бартитсу», как оказалось, является англичанин Эдвард Уильям Бартон-Райт, родившийся 8-ого ноября 1860 г. и долгое время проживший в индийском штате Бангалор».


ИСТОРИЯ БОЕВЫХ ИСКУССТВ

Кулачные забавы, или Где наша не пропадала

В увлекательнейшей исторической реконструкции, подготовленной Татьяной Лесной и Дмитрием Змиенко, читатель познакомится с некоторыми интересными аспектами истории развития кулачных боев в дореволюционной Слобожанщине:
«…Так было. Кулачки ещё были и в 1863 году на Рождественские празднества, порой достигая грандиозных размеров. Но уже где-нибудь подалее от «неусыпного, но близорукого ока» и подальше от центра. Ратоборствующих бывало до тысячи и более: мастеровые, подмастерья, лавочные сидельцы, мещане, студиозусы, чиновные любители из благородных кругов. И так по всей империи…
Дрались. Харьков – большой город, ярмарочный, купеческий. Харьковцы разного люду повидали, разного побивали, да и битыми бывали, науку не забывали, да и другим не забывать наказывали.
Лучшими стеночниками были казанские суконщики супротив татар. Те же знатные башка-бои были: одёжу прихватят руками, махнуть не успеешь – раз, а уж искры из глаз. Тут что в лоб, что по лбу: переносицу береги, руки не расслабляй, расслабил – так с поворотом «башку» пропускай.
И в Казани дрались. И в Херсоне суконщики всегда дрались с караимами. Караимы от хазар да от греков бросать хорошо обучились, да и открытой рукой как протянет – мало не покажется, боле не захочется, а спросишь – добавят и уговаривать будут, чтоб больше брал.
И в Туле дрались. Знатные бои оружейников с посадскими бывали, но эти что-то навроде нашего брата харьковца бьются. Лучшими в 30-х годах в Туле были Алёша Родимый, семейство Зубовых, Никита Долговяз, братья Походкины, Трёша Кункин. Их по городам купцы возили, народу богатырей показывали.
Харьковцы дрались всё больше на Песках в начале Клочков (традиция, знаете ли), против университетского сада на суше и на льду Лопани, коли замерзала; на Москалёвке дрались, на реке Харьков; за Михайловской церковью, на площади Мещанской и Белгородской улице, за синагогой и в менее известных местах…»


ИСТОРИЯ БОЕВЫХ ИСКУССТВ

Оружие Окинавы. Часть 2. «Древний воинский путь»

Интереснейшая аналитическая с большим количеством прикладного материала статья Л.А. Панько, с прочтением которой наш читатель продолжит своё глубокое знакомство с историей развития боевых искусств: «Еще один вопрос: «О первенстве/первостепенности в современном кобудо?» Так, можно встретить утверждения: «Современное кобудо «создал» [собрал в систему, оформил] Тайра Синкэн (приверженцы Рюкю кобудо ходзон синкокай)», «Современное кобудо «создал» […] Матаёси Синпо (приверженцы Дзэн окинава кобудо рэнмэй)» или «У нас чуть ли не самая старая традиция кобудо» (мотобу удунди, Хонсин рю каратэ-кобудо ходзон кай)… Не ставится под сомнение огромный вклад Тайра Синкэна, Матаёси Синпо, как и многих иных известных и неизвестных окинавских мастеров, в развитие, популяризацию и распространение окинавского кобудо, но подобные утверждения – суть не более, чем «восхваление куликом своего болота». Окинавское кобудо столь большое явление, что попросту не может быть результатом деятельности одного человека, как не может быть «лучшего», «самого лучшего», «самого старого кобудо» и т.п.»


УХОДЯЩИЙ 2009-Й. ИТОГИ ГОДА

В этой обширной статье с читателями журнала поделятся своими достижениями и пройденными в уходящем 2009 году этапами своего развития, а также знаковыми событиями в своей деятельности представители организаций, развивающих в различных регионах Украины самые разные направления боевых искусств: Черновицкой школы ушу Jing Wu, Отделения Тхэквондо ВТФ ГСДЮШОР г. Днепропетровска, Федерации Кэмпо и Кобудо IKF Украины, Федерации Фунакоши Шотокан Каратэ Украины, Волынского регионального Клуба рукопашного боя «Инсайт», Харьковской областной федерации таэквон-до И.Т.Ф.


КАЛЕНДАРЬ 2010

В подарок к празднику Нового года для наших уважаемых читателей и всех адептов боевых искусств редакция журнала «БОЕВЫЕ ИСКУССТВА – КЛЮЧИ К СОВЕРШЕНСТВУ» подготовила красивый настенный календарь на наступающий 2010 год.