Випуски журналу

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА К БОЮ

Опубліковано: 2019-05-15 17:12:21

Страх боя. Управление страхом. Психологическая готовность к бою.  Составляющие психологической готовности к бою: дзансин, ёми, кихаку, кикай, сен и сюки.

Упавший духом гибнет раньше срока

© Омар Хайам

Страх боя

Из всех отрицательных эмоций, которые испытывает человек, больше всего он запоминает эмоцию страха. Эмоция страха является неотъемлемой частью нашей жизни. Не боятся только мертвые или дураки. Здравомыслящему и адекватному человеку в любой незнакомой обстановке, где ему что-то или кто-то угрожает,  всегда становится страшно. И это – нормально. Страх – движущая сила эволюции, именно он позволил человеку выжить в неблагоприятных, в общем-то, для него условиях. Пытаться искоренить эмоцию страха практически невозможно. Но мы можем изменить свое отношение к страху и научиться управлять этой эмоцией,  а это значит – заниматься психологической подготовкой .

Крик помогает победить страх
Крик помогает победить страх

Управление страхом

В Ниппон кэмпо, как и во многих других Японских боевых системах рукопашного боя применяется ряд методик по изменению отношения к страху и возможности контролировать эту эмоцию. Нет на планете человека, который не знал бы такие слова как «самурай» или «камикадзе». Эти слова давно уже стали синонимами бесстрашия и беспримерной храбрости. Современные японские единоборства используют те же методики психологической подготовки бойцов, что использовались в воспитании самураев и ярким проявлением которых, было массовое проявление самопожертвования камикадзе. Можно много дискутировать на тему целесообразности такого самопожертвования, но факт налицо: камикадзе могли  победить страх, преобразовать и направить эту разрушающую эмоцию на достижение конкретной цели – уничтожение противника.

Психологическая подготовка самурая
Кадр из фильма “Телохранитель”. Один против многих.  Корень такого бесстрашия  –  в психологической подготовке

Правильная психологическая подготовка, правильное психологическое состояние бойца перед и, особенно,  во время боя – это краеугольный камень будущей победы. Ни физические кондиции человека, ни его технический и тактический арсенал ничего не стоят, если человек  не способен справиться со своими эмоциями, обуздать их, и направить все свои силы на достижение победы в схватке, будь это спортивный бой на татами или драка на улице.

Психологическая готовность Ки-Гамае

В японских единоборствах общим критерием готовности человека к бою является «Сисэй»(Shisei). Понятие «Cисэй» – подразумевает умение человека встретить любую неожиданность или невзгоду с решительностью и готовностью не только физически, но и психологически. Наряду с mi gamae, критерием физической готовности, «Сисэй» включает в себя понятие ki gamae – психологическую готовность к бою. К важнейшим компонентам «ки гамаэ» относятся «дзансин», «ёми», «кихаку», «кикай», «сэн» и «сюки». Все эти компоненты в Японском рукопашном бое Ниппон кэмпо рассматривают как базовые элементы, составляющие психологическую подготовку к бою. Причем нет абсолютно никакой разницы психологической готовности человека, готов он к спортивному бою или к бою насмерть. Именно овладению этими пятью видами искусств и необходимо заниматься, чтобы иметь высокую психологическую готовность к бою.

Дзансин(Zanshin) (яп. 残心) – умение демонстрировать внутренне спокойствие, сохраняя пристальное внимание к любым опасностям внешнего  окружения и обладая бессознательной готовностью реагировать на них. Дословно – “внимание без остатка”. Человек, находящийся в состоянии «дзансин» внешне безучастен. Но, бессознательно контролирует и проявляет внимание ко всему, готовясь заметить любое действие противника и среагировать на него. Состояние «дзансин», можно понять и испытать, только после проведения многочисленных поединков. Без проведения поединков и боев, испытать такое состояние невозможно.

Ёми - составляющая психологической готовности
Ёми – способность читать мысли противника

Ёми(Yomi) (японск.) – восприятие, способность читать мысли противника и, тем самым, предвосхищать его действия.  «Ёми» подразумевает не столько умение наблюдать и читать намерения противника, сколько способность интуитивно предчувствовать будущие события, которые логически непредсказуемы. Это навык интуитивно реагировать в нужный момент и нужном месте, что позволяет идеально приспосабливаться к происходящему. Это состояние у мастеров японского рукопашного боя часто переходит в понятие «куфу», состояние необычайной сосредоточенности на каком-либо одном внешнем раздражителе, когда человек игнорирует любые другие второстепенные впечатления, которые могут  отвлекать внимание от главного.

Кихаку(Kihaku) (яп.) – умение концентрировать свою внутреннюю энергию, демонстрируя это противнику и сохраняя при этом уверенность и спокойствие. Человек, обладающий умением «кихаку» выглядит и ведет себя так, что даже не вызывает желания на себя нападать. Такое состояние человека также достигается путем многочисленных тренировок. В «кихаку» человек не только ведет себя так, как будто контролирует все вокруг себя, но действительно это делает. C первого взгляда на него видно, что в случае любой опасности он  будет действовать решительно и до конца.

Кикай(Kikai) (яп.) – бессознательный контроль любого шанса или удобного момента для проведения атаки противника. Мастер, обладающий «кикай», моментально реагирует на любую невнимательность противника, потерю им концентрации, малейшее его отвлечение. Подобные моменты в бою возникают лишь на какое-то мгновение. Поэтому времени на обдумывание ситуации нет, атака в этот момент должна быть интуитивной. Если сознательно раздумывать и взвешивать шансы, вместо того, чтобы действовать интуитивно, удобный момент будет упущен. «Кикай» – это способность бойца действовать ловить такие моменты, действовать, что называется, по наитию. «Кикай» полезен не только в бою, но и в обычной жизни.

Любой собранный, сконцентрированный человек, который умеет использовать удобные для себя моменты в жизни, получит превосходство над другими, которые не собраны и невнимательны (яп. «suki»/«сюки»), и упускают такие удобные моменты для реализации своих целей. Поэтому нужно постоянно приучать себя быть внимательным и сохранять душевное спокойствие, чтобы уметь своевременно использовать шанс (кикай) и избежать промах. Проблема тут кроется исключительно в психологической подготовке.

Если ученик практикуется лишь в выполнении отдельных приемов и набора техник, забывая, как важно приучиться к самодисциплине и порядку, как важно победить собственную безалаберность и научиться избегать опрометчивых действий, то, попусту потратив уйму времени и энергии, получив травмы, он не добьется сколь-нибудь заметных результатов.

Сен(Sen) (яп.) – инициатива. Стремление справиться с ситуацией, взять ее под контроль. Про виды инициатив мы писали в наших статьях. Скажем только, что умение работать с с различными видами таких тактических ситуаций и задач входит в формирование психологической подготовки в бою и умению работать над своими эмоциями.

Сюки(Suki) (яп.) – момент, когда противник теряет концентрацию или ослабевает его внимание, что дает повод атаковать его.  Эти моменты могут случаться как самостоятельно, так и искусственно создаваться при помощи тактических уловок, финтов и ухищрений.  Обычный человек, преследуемый повседневными стрессами, не может расстаться с ощущениями, что он должен постоянно проявлять активность, чтобы избежать неудач и добиться чего то дельного. Однако чаще все получается как раз наоборот, ведь, вечно суетясь, человек теряет внутренний покой, перестает контролировать себя, забывает о порядке и дисциплине. Ему изменяет чувство меры, он непрестанно озабочен исправлением допущенных ранее ошибок, он силится избежать неприятностей и неудач. И вот, ведя подобный образ жизни, он начинает ощущать внутри разлад, он не может справиться с проблемами, одолевающими его, и от этого все чаще в своей повседневной жизни испытывает стресс и страх. Это и есть состояние «сюки» в повседневной жизни. В бою нужно стремиться получить у противника такое состояние – разбалансированность, невнимательность, несобранность. В таком случае победа будет от вас в одном шаге, одной атаке, одном заключительном техническом действии.

Эмоции победы
Победа в бою

 

Преодолеть страх

Чтобы уметь преодолевать страх и это состояние контролировать, ученики должны честно сказать себе – мы боимся, но боится и наш противник. Это наша точка отсчета –  стать честным прежде перед самим собой. Это уже начало подчинения своего страха. Вы должны научиться выполнять свою технику и действия по принципу: глаза – боятся, но руки (и ноги) делают!  Люди, участвовавших в больших соревнованиях, настоящих реальных боях, драках насмерть,  прошедшие стрессы, связанные с выживанием, знают, какой выброс адреналина случается в завязке таких ситуаций. Это состояние уже было ими прочувствованно. Про таких в народе говорят: «у него есть опыт». Такие опытные спортсмены и бойцы понимают, как важно совладать с этим мощным, разрушающим энергетическим выбросом. Имея все необходимые навыки «mi gamae» – физической и технической подготовки, практикующие Ниппон кэмпо используют свой страх как дополнительную энергию,  многократно увеличивающую их силу  в бою, обращают его разрушающую мощь на противника.

Достижение победы в бою возможно только за счет поражения противника. Победа и поражение это стороны одной медали. Победа и поражение в спортивном бою это всего лишь ликование и радость, или досада и разочарование. Победа и поражение на улице или в военном конфликте, это жизнь или смерть, в лучшем случае  – инвалидность, хотя неизвестно, что, вообще-то, лучше. От победы до поражения всего – лишь один шаг. Но, что бы он был успешныv, нужно учиться и самосовершенствоваться каждый день.  Никто еще не утонул в своем поту, а от потери крови умерли многие. Чем больше пота на занятиях, тем меньше крови в бою!

Источник:https://nipponkempo.com.ua/article/psihologicheskaya-podgotovka-sportsmena-kempo/







Flag Counter