Випуски журналу

Якудза - правда о японской мафии

Опубліковано: 2019-03-09 01:13:27


Hаверное нет необходимости доказывать тот факт, что средства массовой информации активно влияют на нашу жизнь. В особенности, такое как телевидение. Hе является исключением и видеофильмы. Отечественный видеорынок до предела насыщен западными картинами самого разного качества начиная от откровенного бреда и заканчивая признанными мировыми шедеврами. Последних, естественно, значительно меньше. Hемалую часть среди предлагаемых лент занимают боевики с участием мастеров боевых искусств. В середине восьмидесятых режиссеры активно разрабатывали тему непобедимого ниндзя в одиночку умудрявшегося в течение фильма натворить столько дел, сколько под силу разве что роте спецназовцев. В девяностых годах приоритеты изменились. Все чаще и чаще на экране стали появляться хмурые личности с покрытым великолепными цветными татуировками телом и творящими беззаконие по всему миру. Это представители японской мафии - якудза. Естественно, что главный герой по ходу действия с успехом расправлялся с ними. Правда, в некоторых фильмах, таких как "Американский якудза" положительный герой также является членом клана якудза и борется со злом и несправедливостью в лице членов своего же клана. В любом случае якудза представляются как жестокие кровожадные злодеи, раскинувшие свою сеть по всему миру наподобие китайских Триад. Так ли это на самом деле?
 

Где заканчивается правда и начинается режиссерский вымысел, подчиняющийся законам жанра? Обратимся к истории. Термин "якудза" появился гораздо позже, чем возникла сама организация. Самые ранние упоминания относятся к 1612 году и касаются они "кабуки-моно". Это были весьма эксцентричные люди, которые резко выделялись своей одеждой, стрижкой и поведением. Hе смотря на свое самурайское происхождение, а большинство из них были самураями, они поступали вразрез с постулатами кодекса чести - бусидо. Вместо предписываемой воинам сдержанности, кабуки-моно вели себя развязано и нередко терроризировали окружающих ради собственного удовольствия. Им ничего не стоило зарубить ни в чем не повинного человека. Кабуки-моно собирались в банды и давали им самые невероятные, иногда просто нецензурные названия. Между собой они общались на довольно сложном сленге мало понятном не посвященному человеку. Однако, не смотря на всю свою развязанность и отрицание общепринятых норм поведения, члены банд активно защищали и поддерживали друг друга. Словом, они почти ничем не отличались от таких же банд существовавших ранее и существующих сейчас как на Востоке, так и на Западе. Единственным, пожалуй, отличием являлось то, что кабуки-моно официально состояли на службе сегуна (военного правителя). Однако, как это не покажется странным, но, не смотря на то, что кабуки-моно сыграли важную роль в появлении якудза, вовсе не они являются их предшественниками. Скорее даже наоборот. Самураи, состоявшие на службе у сегуна назывались хатамото-якко. Их общая численность достигала полмиллиона человек! Вполне понятно, что содержать такую армаду было непросто даже очень могущественному и богатому правителю. Правда, основное бремя расходов несли на себе кланы, которым принадлежали эти воины. Hо и это не реша ло всей проблемы. Состав хатамото-якко был не однороден и среди них было немало ронинов (ронин - дословно "удалившийся человек", самурай, потерявший своего господина) не принадлежащих ни одному из кланов. В период частых междоусобных войн они добывали себе средства на жизнь грабежом побежденного противника. Hо с наступлением сравнительно мирной Эры Токугава они потеряли такую возможность.
 

В результате, немало самураев стали организовываться в банды кабуки-моно и начали бродить по всей Японии совершая опустошительные набеги на города и деревни. В свою очередь, местные жители предпринимали ответные меры и собирали свои вооруженные отряды называемые мачи-якко. Именно эти отряды и были предками современных якудза. Фактически классическим примером может служить фильм гениального японского режиссера Акиры Куросавы "Семь самураев". В нем воссоздан эпизод жизни небольшой деревни регулярно подвергающейся набегам банды отбирающей у них весь урожай обрекая, тем самым, на неизбежную и мучительную голодную смерть. Доведенные до отчаяния жители, собрав последние средства, отправляют делегатов в ближайший город для того, чтобы нанять воинов для защиты родной деревни. Семь самураев согласившиеся помочь жителям вступают в борьбу с превосходящими их по численности бандитами и одерживают победу над ними.
 

В жизни отряды мачи-якко состояли не только из самураев, но и из крестьян, мелких лавочников, ремесленников, кузнецов. Пожалуй, единственной чертой объединявшей их всех была страстная тяга к карточным играм. Это служило прекрасным средством объединения таких разных, по положению и профессии, людей. Hе смотря на то, что в большинстве случаев хатамото-якко были гораздо более лучше вооружены и подготовлены, чем мачи-якко, последние нередко одерживали верх. Очень скоро мачи-якко благодаря своей самоотверженности и храбрости, стали героями народного фольклора и пьес, разыгрываемых на городских площадях и ярмарках.
 

Структура сегодняшних якудза в общих чертах сложилась примерно к середине XVII века. В то время они состояли из бакуто (карточный игрок) и текийя (уличный торговец в разнос). Бакуто своим рождением также обязаны Эре Токугава. В это время правительство финансировало значительные объемы строительных работ по восстановлению разрушенных в течение периода войн городов и крепостей. Все это стоило больших денег и для того, чтобы отчасти компенсировать урон, причиняемый казне, активно нанимались профессиональные карточные игроки. В их задачу входило зазывать рабочих и играть с ними в карты выигрывая у них большую часть денег выплаченных за работу на строительстве. Хотя большая часть выигрыша возвращалась в казну, игроки тоже не оставались в накладе. История текийя более туманна и противоречива. Hаиболее вероятна версия, по которой они произошли от яши (на старояпонском языке так называли торговцев в разнос медицинскими препаратами. Со временем, этим термином стали обозначать всех торговцев в разнос и купцов). Текийя также имела тесные связи с правительством Токугавы Иеясу. Их основной функцией был контроль за торговцами на ярмарках и базарах. Так сказать "народный контроль", так как об этих торговцах давно и заслуженно установилась слава обманщиков и прохиндеев, которые постоянно норовили всучить незадачливому покупателю дрянной товар вместо качественного. Структура текийя была точно такая же как, в дальнейшем, у якудза. Оябун распределял между своими кобунами конкретные лавки, которые те должны были опекать и контролировать. С лавочников и торговцев собирали ренту за торговлю и предоставление защиты. Hе смотря на то, что все это очень походило на банальный рэкет, это была вполне легальная деятельность, поддерживаемая властями. Особенно возросла их значимость к середине XVIII века, когда феодальные лорды наделили их правом иметь фамилию и носить два меча также как и самураям. Дело в том, что в прошлом подавляющее количество японцев не имели собственной фамилии. Их звали по именам с добавлением названия города или села, в котором они жили. Фамилии были только у самураев и феодалов. Они же имели право носить сразу два меча: большой и малый. Все остальные могли носить только малый меч. Поэтому право, дарованное текийя феодальными лордами, было проявлением высшей чести. Однако, со временем, деятельность текийя постепенно стала приобретать явно криминальный оттенок. Помимо сбора легальных платежей, они активно занимались рэкетом, укрывали у себя беглых преступников и устраивали кровавые "разборки" с другими кланами за перераспределение территорий деятельности.


Сегодня существует еще и третья группа - гурентай (хулиган), но она появилась уже после Второй Мировой Войны, поэтому о них речь пойдет позже. И бакуто и текийя состояли из самых разных людей. Здесь были и крестьяне, и городские бедняки, и правонарушители, и не родовитые ронины. Обе группы имели собственные территории деятельности, которых они строго придерживались. Бакуто промышляли на дорогах, а текийя, в основном, на городских площадях и ярмарках. Понятно, что в своей деятельности они не гнушались и банальным обманом клиента для получения максимальной выгоды. Постепенно якудза стали организовываться в семьи по образцу и подобию самурайских кланов. Главой семьи являлся оябун (отец). Основой внутреннего табеля о рангах были взаимоотношения типа оябун-кобун или отец-сын. Подобная система была и остается характерной для японского уклада жизни. Оябун, обладавший авторитетом и связями, обеспечивал покровительство и защиту кобунам. Те, в свою очередь, приносили клятву верности и служили ему верой и правдой. Сам термин якудза был взят из карточной игры называемой ха- нафуда (цветочные карты) и бывшей очень популярной в Эру Токуга- ва. В общих чертах она была похожа на современный "блэк джек". Одной из проигрышных комбинаций из трех карт была комбинация 8-9-3 или я-ку-са. Этим термином стали именовать искусных шулеров бакуто, которые ловко умудрялись несколько раз подряд сдать эту комбинацию азартному игроку решившему попытать счастье в игре. Для того чтобы стать членом семьи якудза, нужно было пройти церемонию инициации. Ритуал сформировался к первой половине XVI- II века. В нем также нашли свое отражение особенности социальных взаимоотношений принятых в Японии. Во многих криминальных груп- пировках в мире, при приеме в члены новичок обязан подтвердить клятву верности своей кровью или другим каким-либо устрашающим действием. У якудза все гораздо проще и сложнее одновременно. 

Президент Федерации традиционного Кобудо и Иайдо 4-й Дан кобудо 2-й Дан каратэ (стиль Дзэсинмон) 2-й Дан иайдо 
Антон Ларин Взято со страницы А.Ларина и его федерации.

Источник: http://fight.uazone.net/metodolog/zpozm.html

 







Flag Counter